Трансмиссионные масла
Для смазывания агрегатов автомобилей, содержащих зубчатые передачи — цилиндрические, конические, червячные, спирально-конические, гипоидные и пр., применяются специальные трансмиссионные масла. В зубчатых передачах удельные нагрузки на зубья (в точках контакта) достигают 2000 МПа (200 кг/мм2), а в гипоидных могут превышать 3000 МПа (300 кг/мм2). Для сравнения заметим, что давление между контактирующими деталями двигателей в десятки раз меньше. При этом масло в агрегатах трансмиссии разогревается при работе автомобиля до 100 — 150° С, а в зонах контактов зубьев до 300° С. С другой стороны, ясно, что при низких температурах трансмиссионное масло должно быть готовым смазывать контактирующие поверхности зубьев немедленно с момента начала движения. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляется широкий спектр эксплуатационных требований. Для автолюбителей же представляют интерес основные обобщенные показатели качества масла, в целом определяющие долговечность трансмиссионных агрегатов, удобство эксплуатации при приемлемых затратах.
Характеристики
Во-первых, это комплекс противоизносных и противозадирных свойств. Противоизностные качества масла характеризуют его смазывающую способность и обеспечивают минимальные износы контактирующих поверхностей; противозадирные свойства предотвращают задирание и сваривание поверхностей в точках контакта. Безусловным условием хороших противоизностных и противозадирных свойств является способность масла образовывать на поверхности деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла определяют его уровень качества. Во-вторых, как и для моторных масел, важнейшими являются вязкостно-температурные свойства. Классификация и маркировка трансмиссионных масел, как и моторных, основывается на обобщенных показателях качества и вязкости. За рубежом для трансмиссионных масел используются системы классификации API и SAE.
Качество
Классификация по качеству учитывает конструктивные особенности агрегатов трансмиссий, нагруженность и специфику работы зубчатых передач. Система API включает шесть групп качества масел. Чем больше число после букв, тем выше качество и, соответственно, гарантия долговечной работы агрегатов трансмиссии. Масла GL-5 и GL-6 составляют группу универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах, коробках передач, раздаточных коробках. Масла этих групп качества допущены к использованию в армиях США и НАТО. Трансмиссионные масла выпускают на синтетической (100%), полусинтетической и минеральной основах.
Вязкость
Классификация трансмиссионных масел по вязкости в системе SAE включает шесть классов. Для первых трех классов, имеющих индекс W (зимнее), нормируются требования к вязкостным свойствам при низких температурах. Для остальных классов установлены предельные значения вязкости при температуре масла 99°С.
Маркировка
Масла SAE 75W, SAE 80W и SAE 84W являются зимними; масла SAE 90, SAE140 — летние; SAE 250 — тропическое и для особо тяжелых условий работы. Всесезонные масла имеют маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140; SAE 85W-140. Масла с повышенными противозадирными свойствами в маркировке после числовых значений имеют индексы ЕР или HD. Трансмиссионные масла для автоматических коробок передач не имеют своей классификации по API. Их уровни качества и вязкостные свойства часто описывают по системам ведущих автомобильных фирм, например, General Motor• и FORD. Для автомобилей, предназначенных для Европейского рынка, как правило, рекомендуются масла с обозначением «Dexron».
На этикетке трансмиссионного масла указывается:
1. Название фирмы-изготовителя.
2. Марка масла (наименование масла).
3. Группа качества по классификации API (GL-1 — GL-5).
4. Маркировка по SAE.
5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое, минеральное.
6. Номер или индекс партии масла.
7. Дата изготовления.
Например: CASTROL, TAF-X, GL-5, 75W-90, №753418531.01.1998.
Выбор импортного трансмиссионного масла
Прежде всего руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации, в которой для вашего автомобиля могут быть рекомендованы конкретные марки трансмиссионных масел. Если по тем или иным причинам вам предстоит самим решить, какое масло использовать, руководствуйтесь следующим. Для иномарок выпуска 1984—90-х годов с гипоидными передачами следует применять фирменные масла групп GL-4, GL-5; для машин выпуска до 1984 года подойдут и лицензионные масла группы GL-4. Если коробка передач и главная передача автомобиля выпуска 80-х годов состоит из цилиндрических шестерен (например, переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя), то можно остановиться на маслах группы GL-4 или лицензионных маслах групп GL-4, GL-5. Выбор импортного масла по основе целиком зависит от выделенных на покупку средств. Конечно, синтетика — это наилучший выбор во всех случаях, но роскошь. Полусинтетическое масло для автомобиля выпуска 90-х годов наиболее удачный компромисс между ценой и качеством. Современные трансмиссионные масла на минеральной основе могут находиться в картерах агрегатов без замены 20—60 тысяч километров. Долговечность синтетических и полусинтетических масел в 2—2,5 раза больше. Периодичность замены трансмиссионного масла существенно зависит от конструкции агрегата. В номенклатуре трансмиссионных масел имеются масла, разработанные специально по заказам ведущих автомобилестроительных фирм. В них учтена специфика конструкции агрегатов и технологии производства зубчатых колес. Покупка трансмиссионного масла сопряжена с теми же проблемами, что и покупка моторного масла. Поэтому, данные выше рекомендации и для этого случая остаются в силе.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА СНГ
Вязкость
Трансмиссионные масла производства СНГ классифицируются стандартом ГОСТ 17479.2-85. По вязкости введено четыре класса.
Качество
По эксплуатационным свойствам в ГОСТе установлено пять групп.
Маркировка
Обозначение трансмиссионных масел СНГ включает буквенный индекс ТМ — масло трансмиссионное, следующая за ним цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам и последняя цифра — класс вязкости. Например, ТМ-5-18 — масло трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным свойствам, класс вязкости 18. Популярное трансмиссионное масло ТАД-17И в соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.
Пластические смазки
Автомобилисты выбирают пластические смазки, как правило, целевым образом, т.е. для конкретного узла и условий работы. Этим обобщенно учитываются следующие свойства смазок и условия их работы в узле: вязкость, водостойкость, температурный диапазон применение, прочность, противозадирные свойства, несущая способность смазывающей пленки, удельные давления сопрягаемых деталей и т.п. Выбор смазок выполняйте в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Необходимо отметить, что при герметичности сред-ненагруженного узла трения современные пластические смазки имеют очень большие ресурсы 100—200 тыс. км. К таким узлам относятся шарниры подвески, рулевого управления. Смазка в ступицах колес требует сравнительно частого обновления, раз в два-три года. Полезно с такой периодичностью обновлять пластические смазки и в других доступных узлах трения. При замене смазок в узлах автомобиля надо иметь в виду, что смазки одинакового назначения, но различных марок могут быть несовместимы. Поэтому при первом обслуживании подержанного автомобиля целесообразно удалить всю старую смазку и при возможности промыть узел.
Источник: www.7samuraev.ru