35

Смазочные материалы и их свойства

По роду исходного сырья смазочные масла разделяются на: а) нефтяные; б) растительные и животные; в) синтетические. Для смазки механизмов тракторов и автомобилей применяются масла, получаемые главным образом путем переработки нефти (нефтяные масла).

Автотракторные нефтяные, масла разделяют на дистиллятные, изготовляемые фракционной перегонкой из мазута, остаточные, получаемые в результате переработки остатков от перегонки мазута, и смешанные, представляющие собой смесь дистиллятыых и остаточных масел.
По способу очистки от нежелательных примесей (асфальтосмоли-стых веществ, сернистых соединений и некоторых других) нефтяные масла относят к трем группам: 1) кислотно-щелочной очистки; 2) кислотно-контактной очистки; 3) селективной очистки.

В процессе приготовления масла того или иного сорта часто смешивают отдельные масляные фракции, чтобы обеспечить маслу свойства, установленные стандартом.

На основе требований, предъявляемых к маслам, приняты следующие важнейшие показатели оценки качества масел.

Вязкость измеряется в единицах условной, динамической и кинематической вязкости (как и дизельного топлива).

Условная вязкость выражается в условных градусах (°ВУ). Она определяется как отношение времени истечения из стандартного вискозиметра 200 см3 испытуемого масла при заданной температуре (обычно 50° или100°С) ко времени истечения такого же объема дистиллированной воды при температуре 20° С. Ввиду того что условная вязкость не выражает истинной вязкости, в стандартах на масла указывается, как правило, вязкость кинематическая. Для перевода одних единиц вязкости в другие существуют формулы, таблицы и графики.

Вязкость всех масел при понижении температуры возрастает, а при повышении уменьшается. Чем меньше вязкость масла зависит от температуры, тем выше его качество.

Вязкостно-температурные свойства масел нормируются по стандарту значением кинематической вязкости при 100° С и индексом вязкости (ИВ), который характеризует степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры, а для зимних масел — дополнительно предельным значением кинематической вязкости при 0° С. Индекс вязкости относительная величина. Масла, обладающие более высоким ИВ, предпочтительнее, чем масла с низким ИВ.

Химическая стабильность характеризует стойкость масла против окисления кислородом воздуха.Чем выше термоокислительная стабильность, тем меньше вероятность образования лаковой пленки на деталях двигателя.

Моющие свойства характеризуют способность масла удерживать во взвешенном состоянии продукты окисления.

Коксуемость определяет способность масла образовывать во время испарения и разложения при высокой температуре без доступа воздуха углистый осадок — кокс. Коксуемость характеризует степень очистки масла от асфальтосмолистых веществ. Чем хуже очищено от них масло, тем выше его коксовое число.

Зольность характеризует содержание в масле солей органических и минеральных кислот и других несгораемых веществ. Повышенная зольность масла недопустима, потому что она усиливает износ деталей и повышает твердость нагара.

Коррозионное действие масла обусловлено теми же причинами, что и у топлива. Оно вызывает разрушение и повышенный износ деталей. Особенно быстро разрушаются вкладыши подшипников коленчатого вала, изготовленные из сплавов цветных металлов. Коррозионность масел оценивается кислотным числом по методу Пинкевича (испытанием на коррозию металлических пластинок) или по способу НАМИ.

Температурой вспышки называется температура, при которой пары нагретого масла образуют с воздухом горючую смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Температура вспышки характеризует интенсивность испарения масла и частично его фракционный состав. Чем ниже температура вспышки, тем больше в масле легко испаряющихся и легко кипящих фракций, которые во время работы двигателя будут испаряться и выгорать. Поэтому при прочих равных условиях лучшим будет масло, у которого температура вспышки выше.

Температурой застывания называется температура, при которой масло теряет подвижность. Для облегчения пуска холодного двигателя и прокачки масла через маслопроводы, каналы и зазоры температура застывания должна быть на 10—20° С ниже минимальной температуры окружающей среды.

Механические примеси и вода в масле недопустимы. Механические примеси в масле увеличивают износ деталей, нагароотложение и засоряют фильтры. Вода в масле способствует корозионному изнашиванию деталей и, образуя пену, затрудняет подачу масла к деталям.

Присадки. Для улучшения эксплуатационных свойств масла в него добавляют в небольших количествах присадки, например вязкостные— увеличивающие вязкость масла и улучшающие его вязкостно-температурные свойства; депрессорные—понижающие температуру застывания масла; антикоррозионные—уменьшающие коррозию металлов; протизоизносные — повышающие смазочные свойства масла; многофункциональные — обладающие способностью улучшать несколько показателей. В большинстве случаев в масло добавляют комплекс присадок (до 10%), улучшающих различные эксплуатационные свойства масел.
По классификации, введенной с 1 января 1974 г. (ГОСТ 17479—72), масла маркируются следующим образом: М — моторное; цифра —уровень вязкости (сСт) при 100° С; Б, В и Г — группа по эксплуатационным свойствам (применяются соответственно для мало-, средне- и вы-сокофорсированных двигателей). Если эти буквы без цифрового сопровождения, то, значит, масло универсальное и может использоваться в карбюраторных двигателях и дизелях. Масла с индексом «1» применяют только в карбюраторных двигателях, а с индексом «2» — только в дизелях.

Источник: http://avtowiki.com